Далекое и близкое...

РУКОЙ МОЖАЙСКОГО

Вернемся к рисункам Можайского. «Я принялся за каран­даш,— писал он издателю В. Тимму,— собрал спасенные с фре­гата остатки моего дагерротипного прибора, устроил его и, та­ким образом, составил порядочный альбом. Часть его (т. е. аква­рели.— В. В.) вы видели... Надобно сказать, что японцы, чрез­мерно любопытные, не раз похищали у меня мои рисунки; на дагерротип же они смотрели со страхом, считая действие его сверхъестественным».

Вероятно, к проекту воспроизведения этого альбома и от­носится впервые публикуемое нами письмо Можайского от 17 ноября 1860 года, обнаруженное сотрудниками Центральной военно-морской библиотеки. «Господину Библиотекарю библио­теки Гидрографического департамента. Имею честь покорнейше просить Господина Библиотекаря выдать подателю сей записки хранящийся в библиотеке Альбом японских видов, рисованных мною. Имея теперь свободное время, я хочу заняться оконча­нием некоторых рисунков и дополнением альбома новыми». В конце письма будущий авиаконструктор сообщает, что по бо­лезни не может лично явиться в департамент.

Надо полагать, что Можайский мечтал увидеть свои аква­рели в журнале Тимма «Русский художественный листок». Но техника репродукции того времени не осилила этой слишком сложной задачи. Было напечатано всего два рисунка, о которых мы говорили выше, конечно, без цвета.

Судьба Александра Можайского трагична. Человек, создав­ший первый в мире моноплан, умер в безвестности. Газета «Новое время» напечатала в 1890 году мелким шрифтом сухой некролог, состоящий из одних только данных послужного списка Можайского. О самолете не сказано ни слова. О рисунках — тем более.

Акварели, пережившие трагическую катастрофу «Дианы», написаны рукой одного из славнейших сынов нашей Родины.

 

123[4]
Оглавление